BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Visa оценила долю способных противостоять мошенникам россиян в 0,2%

   О том, какие данные с банковской карты и кому нельзя называть, точно знают только 0,2% россиян. Остальные владеют этими знаниями частично и потому могут быть уязвимы для телефонных мошенников, считают в Visa
   Только 0,2% россиян точно знают, какую информацию по банковской карте и кому можно предоставлять, а также как понять, что сайт безопасен при оплате в интернете, говорится в исследовании международной платежной системы Visa, поступившем в РБК. Подавляющее большинство (98,8%) имеют неполные знания по этому вопросу, из-за чего они уязвимы перед мошенниками, которые используют методы социальной инженерии для кражи денежных средств с карт, делают вывод в компании.
   Респондентов попросили назвать правила безопасного использования карт: совершать оплату только на официальных сайтах, не записывать ПИН-код от карты, не сообщать третьим лицам данные своей карты и т.д. Около 90% назвали хотя бы один способ. Лучше знакомы с этими правилами те, кто уже имел опыт общения с мошенниками, хуже всего - люди младше 25 лет.
   Опрос был проведен в феврале-апреле 2021 года в городах с населением от 100 тыс. человек компанией Ipsos по заказу Visa. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 65 лет: владельцы банковских карт и активные пользователи цифровых банковских услуг. У респондентов спрашивали, какие личные данные они готовы назвать третьим лицам, если это будут сотрудники банков, ЦБ, правоохранительных органов, продавец в магазине и представитель кредитного бюро.

Что знают россияне о безопасном использовании карт

  • 54% считают, что нельзя никому сообщать номер банковской карты и имя ее владельца (хотя их можно назвать настоящим сотрудникам банка).
  • Около 7% готовы назвать третьим лицам код доступа в мобильное приложение. Наибольшее число из них - по 2% - согласны предоставить эту информацию "сотруднику банка, выпустившего карту" и "сотруднику Центрального банка". Ими часто представляются мошенники.
  • Около 9% могут раскрыть трехзначный код с обратной стороны карты. Еще порядка 10% - подтверждающий код из СМС. В этих вопросах респонденты наиболее доверяют "сотрудникам банка", "сотрудникам Центрального банка" и продавцам в магазине.
  • Порядка 35% россиян согласны сообщить посторонним срок действия карты, 49% - домашний адрес, 55% - номер телефона, привязанный к карте.
  • "Сотрудникам правоохранительных органов" большинство респондентов (около 20%) готовы назвать домашний адрес, 13% - номер телефона, а платежные данные согласны предоставить менее 10% россиян.
  • Оплатой товаров на сайте магазинов пользуются 73% респондентов, но только 35% россиян обращают внимание на адрес страницы и знают, что безопасный адрес начинается с протокола https и содержит значок закрытого замка.
  • При подтверждении оплаты покупок одноразовым кодом из СМС 76% обращают внимание на сумму списания, 65% - на название онлайн-магазина.

Каким технологиям защиты доверяют клиенты банков

   Согласно исследованию, самым распространенным способом защиты платежных данных оказались одноразовые коды подтверждения платежей - ими пользуются 74% человек. Однако этому способу защиты доверяет только каждый четвертый. Двухфакторной авторизации при проведении платежей доверяют 55% респондентов. Биометрическую идентификацию по отпечатку пальца используют 42% россиян, надежным этот способ считают 39%. Защита с помощью распознавания лица (Face ID) встречается намного реже - ее применяют 12% респондентов. Еще 3% используют защиту на основе голосовых технологий. 12% респондентов считают, что эффективных способов защиты данных нет.
   Технологии, защищающие платежные данные, совершенствуются с каждым днем и становятся все более надежными, говорит глава департамента управления рисками Visa в России Эвелина Нечипоренко: "Однако, как показывают результаты исследования, которые подтверждаются фактами из практики, многие пользователи все еще не готовы к встрече с мошенниками, рискуя потерять собственные средства". По ее мнению, наиболее эффективный способ противодействия злоумышленникам - научить людей распознавать приемы социальной инженерии. Банки внедряют комплексные антифрод-системы, способные обнаружить и предотвратить мошенническую активность, но полностью обезопасить пользователя могут только бдительность и знание основ цифровой и финансовой безопасности, соглашается главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов.

Как действуют мошенники

   По данным Банка России, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб. За весь 2020 год - 9,8 млрд руб. Июньское исследование компании Group-IB показало, что онлайн-мошенничество стало основным преступлением в интернете в 2020-2021 годах - на него приходится 73% всех киберпреступлений. "Чуть больше половины из них, 56%, составляет скам - обман с добровольным платежом и раскрытием данных жертвы, а еще 17% - фишинг, то есть кража данных банковских карт", - привел данные тренер по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Золотухин.
   Финансовые организации сегодня используют множество каналов, чтобы повысить грамотность клиентов, но люди пренебрежительно относятся к своим платежным данным, у многих есть ощущение, что какие-то цифры не могут стать ключом к их банковскому счету, считает Голованов. Также злоумышленники постоянно адаптируют легенды: "Когда пользователи перестали доверять звонкам якобы от службы безопасности финансовых организаций, мошенники начали представляться сотрудниками правоохранительных органов, что снизило бдительность жертв".

Как оценивают поведение клиентов в банках

   В ВТБ "не согласны с подобными выводами" [опроса Visa], говорит представитель банка: владельцы карт и пользователи приложения стали вести себя более внимательно в случае атак. Число отраженных атак мошенников в ВТБ составило 850 тыс. с начала этого года, добавил он.
   Большинство россиян, особенно в отдаленных от Москвы регионах, уязвимы к атакам злоумышленников, использующих методы социальной инженерии, согласен заместитель начальника департамента защиты информации Газпромбанка Алексей Плешков. Клиенты самого ГПБ в 2021 году реже сталкиваются с попытками мошенничества, чем в 2020 году, утверждает он.
   "От всех случаев мошенничества почти 80% составляет социальная инженерия. То есть подавляющее большинство людей либо раскрывают реквизиты своих карт и другие данные, либо - и в основном поэтому несут наибольшие потери - самостоятельно переводят деньги злоумышленникам. Повышение финансовой грамотности населения позволяет сократить эту долю", - отмечает представитель Тинькофф Банка.
   "Мошенники постоянно меняют сценарии, используя разные легенды, в том числе обращаются к гражданам от имени различных госорганов. Делается это с целью повысить вероятность успешной атаки, так как россиянам свойственно больше доверять госструктурам", - напоминает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов. Далеко не все клиенты обращаются в банк по факту общения с мошенниками, если это не привело к краже, и еще меньше сообщают о таких случаях в правоохранительные органы, уточнил собеседник РБК. Остальные крупные банки не ответили на запросы.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/09/11/2021/6189163c9a794745fab97b07



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru
СПС "ПРОФТЕСТ"

 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.