Библиотеки в век цифровых технологий
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро
Цифровые и прочие высокие технологии ощутимо повлияли на формы и способы преподавания самых разных предметов, включая и финансовые дисциплины. В таких условиях кажется каким-то архаизмом использование в образовательных целях библиотеки, пусть даже и электронной; само это слово вызывает в памяти ассоциации со средневековьем: скучные томики, покрытые толстым слоем пыли. Тем не менее существование библиотеки ББДок явно указывает на то, что мы, ее создатели, с этим не согласны.
Не является ли отказ от библиотек в погоне за новейшими достижениями прогресса чересчур поспешным? Слово "образование" означает буквально "придание образа, формы". То есть можно говорить о формировании специалиста (а значит, и развитии) в ходе обучения. Формирование и развитие любого специалиста - это тоже технология. Причем далеко не новая, но опирающаяся на использование давних, проверенных инструментов.
Присмотримся получше, как построено современное "продвинутое" обучение. Бесконечные презентации, флэш-анимация, обучающее видео (с 25-м кадром и без него). Иначе говоря, сплошные картинки. Вы смотрите эти картинки, вглядываетесь в экран компьютера и радуетесь непонятно чему, а специалистом не становитесь.
Ведь из образовательного процесса выброшен важнейший элемент - Слово, которое съежилось до краткого комментария лектора. Хотя должно быть с точностью до наоборот: картинки должны служить небольшим дополнением к тексту, поясняющим отдельные моменты и иллюстрирующим (!) высказанную мысль.
Эффективность любой технологии определяется вовсе не ее популярностью, не успехом у публики, поскольку публика переменчива, подвластна моде. Успешность образовательной технологии выражается в ее результативности. Ожидается, что прохождение той или иной учебной программы дает следующие результаты:
- умение решать задачи, которые ставит практика;
- развитие аналитических способностей;
- знакомство с мнением экспертов по ключевым вопросам;
- возможность самостоятельной работы над собой.
Предположим, вы просмотрели презентацию на вебинаре, посвященным базельским стандартам риск-менеджмента. За пределами этой темы остаются многочисленные вопросы о финансовой устойчивости, моделировании рисковых ситуаций, консолидации отчетности и т.д. Никакой вебинар, пусть даже насыщенный и очень красочный, не сможет охватить всех необходимых аспектов практики. Получить исчерпывающие сведения можно только в Фонде Систематизированных Знаний - в библиотеке.
Развитие аналитических способностей. И здесь книги играют весомую роль, поскольку приучают анализировать текст и большие массивы данных. Приучают спорить с автором, если уж на то пошло! Посчитайте, сколько раз вы возразили нам, читая эту маленькую заметку. Что уж говорить о целой книге! Регулярное чтение приучает ум к анализу, логике и критичности. И к дисциплинированности, поскольку чтение - это занятие, которое требует огромной самодисциплины.
Почему люди говорят, что им некогда читать? Потому что из-за недисциплинированности расходуют драгоценное время на пустые телешоу (якобы "реалити", на компьютерные игры, на бесцельный интернет-серфинг и т.д. Подсчитано, что на такие бесполезные занятия за неделю уходит как минимум 24 часа. То есть фактически ваша неделя длится 6 дней - на сутки короче нормальной. Регулярное чтение возьмет у вас лишь 4-5 часов в неделю, щедро отплатив знаниями.
Знакомство с мнением экспертов по ключевым вопросам. Под мнением экспертов в наш век часто понимают полторы фразы, прозвучавшие из уст некоего авторитетного лица в выпуске новостей. Однако это неверно. На самом деле такое знакомство предполагает изучение фундаментальных трудов, на протяжении многих лет служивших пособиями для сотен и тысяч профессионалов.
Может ли считать себя специалистом в бухучете человек, не читавший Палия, Стукова, Татура? Конечно, нет, поскольку такой человек не знаком с основами учетной работы и в поиске решений будет путем проб и ошибок неизбежно "изобретать велосипед", т.е. открывать то, что уже прекрасно известно. К слову, выполненный известным экспертом-бухгалтером С.А. Николаевой анализ проблем, возникающих при внедрении управленческого учета в организациях, выявил как раз тот прискорбный факт, что российские бухгалтеры в этом направлении избрали путь проб и ошибок. А ведь казалось бы - открой книгу и почитай, там все написано.
Возможность самостоятельной работы над собой. Такую возможность открывают лишь книги. Мало того, работа над собой - это и есть работа над книгой, поскольку самообразование всегда предполагает самостоятельный поиск и разбор источников знания. Отсюда же начинается саморазвитие специалиста до уровня профессионала. Даже при изучении стандартов банковского дела нельзя ограничиваться лишь источниками нормативного регулирования. Эти источники нельзя вызубрить, их можно только понять, для чего требуется прочесть обширную литературу - начиная от комментариев к Закону о банках и заканчивая справочниками по отдельным сторонам банковской деятельности.
Тимофеев Ю.Ю. Заместитель директора Агентства "ВЭП" по IT-технологиям